Сторонники выдавать в России права на вождение с 16 лет объяснили резоны

Новости

Но у инициативы больше противников

Возможно, скоро в России введут новое послабление для водителей — второе после недавнего объявления техосмотра добровольным для частных автомобилей. В профильной блогосфере начали обсуждать снижение возрастного ценза для водителей — автомобильные права предлагается выдавать с 16 лет против нынешних 18. Хотя эта идея уже сейчас встречает мощное сопротивление у ГИБДД и «взрослых» водителей, у нее, как выяснил «МК», есть и неожиданные сторонники.

Как часто бывает с околоавтомобильными идеями, которые потом становятся законодательной реальностью, инициировал обсуждение в блогах эксперт-транспортник Александр Шумский. Он напомнил, что в некоторых странах, отличающихся обширными территориями, легальным водителем автомобиля можно стать не в 18 лет, как в большинстве государств, а раньше.

«В некоторых штатах США (Аляска, Арканзас, Айова, Канзас, Северная и Южная Дакота и др.) минимальный возраст для получения водительского удостоверения ученика — 14–16 лет, — отмечает Шумский. — Такие молодые люди около года должны ездить с опытным водителем рядом, прежде чем начать ездить самостоятельно». По словам эксперта, аналогичный опыт есть и в Канаде.

— Расстояния в нашей стране огромны, потребность в автомобиле, особенно в хозяйстве в деревне, сложно переоценить, — заключает Шумский. — Быть может, стоит начать готовить водителей, скажем, хотя бы с 16 лет?

В голосовании по поводу этой идеи, которое общественник организовал у себя на канале, приняли участие более 5000 человек, из них больше половины — 58% — высказались за сохранение статус-кво (минимальный возраст для получения прав — 18 лет). Вдвое меньше респондентов — 30% — проголосовали за «американский» вариант (выдавать водительское удостоверение в 16 лет, но первоначальный опыт подростки должны получать в компании опытного человека — так называемые ученические права). За получение в 16 лет «неограниченных» прав на вождение легковушки выступили всего 9% проголосовавших, а еще 3% оказались большими радикалами: даешь ученические права в 14 лет!

Напомним, что нынешний федеральный закон, а вслед за ним и Административный регламент ГИБДД предусматривает выдачу прав на вождение больших мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей с 18 лет, автобусов — с 21 года (с 19, если речь о службе в армии). С 17 лет можно сдавать экзамены по ПДД и практике вождения — при этом водительское удостоверение кандидат получит не раньше 18 лет. А вот мопеды (категория М) и маломощные мотоциклы (категория А1) можно водить и с 16 лет.

Допустим, голосование автолюбителей на канале Александра Шумского может быть недостаточно репрезентативно: там все-таки присутствуют в основном уже состоявшиеся водители. Поэтому дружное «против» может иметь привкус дедовщины: мы терпели до восемнадцати, и вы потерпите! Однако опрошенные «МК» сотрудники ГИБДД также категорически не одобряют предложение.

— За последний год по области было несколько трагических ДТП, связанных с несовершеннолетними за рулем, — рассказал «МК» сотрудник областного управления ГИБДД. — Практически каждый инспектор ДПС из собственного опыта может рассказать, к чему приводит ситуация «дети взяли папину машину покататься». Чаще всего речь именно о подростках 16–17 лет.

По словам собеседника «МК», в кулуарах ведомства куда чаще высказывается противоположная мысль: нужно не снижать, а повышать минимальный возраст получения прав. Просто потому, что нынешние 18-летние чаще всего имеют более инфантильную, чем несколько десятилетий назад, психику. Другое дело, что инициатива повышения водительского возраста политически вряд ли найдет понимание.

При этом нашлась достаточно влиятельная институция, готовая поддержать подростковое вождение. Представитель одного из сервисов московского каршеринга заявил «МК», что их компания готова работать с несовершеннолетними клиентами, если у них появятся водительские удостоверения. Напомним, сейчас юноши и девушки 16–17 лет довольно часто оказываются за рулем прокатных машин — но нелегально, через ворованные и подставные учетные записи. «Если минимальный возраст снизится, мы сможем лучше контролировать ситуацию», — полагает представитель каршеринга.

Источник: www.mk.ru

Оцените статью
Автомобильный портал
Добавить комментарий