Эксперты раскритиковали идею установки алкозамков в автомобилях

Новости

Они дорогие, ненадежные, и их легко обмануть

В России продолжается работа над введением на транспорте так называемых алкозамков. Это устройства, которые позволяют завести автомобиль, только дыхнув для проверки трезвости. В НАМИ — головном федеральном институте автотранспортного профиля — разработали ГОСТ на алкозамки. В частности, устройство не должно мешать завести машину после краткой остановки двигателя. Устанавливать такие замки хотят на коммерческий транспорт, такси и машины тех, кто ранее был пойман за рулем в пьяном виде.

Внедрение алкозамков в России обсуждается с конца 2010-х годов, причем речь идет только о коммерческом транспорте и «штрафниках». Аналогичная практика действует в Скандинавии. ГОСТ, разработанный НАМИ, как подчеркнули в институте, создан «с нуля» и с учетом именно российских требований.

В частности, предполагается, что алкозамки должны действовать именно при начале движения, но не ограничивать запуск двигателя. Иными словами, если машина заглохла в пути или на светофоре (а также если работает система «старт-стоп»), двигатель должен запускаться «мимо» алкозамка.

Регламентирован также минимальный объем продуваемого воздуха — 1,2 л — и длительность проверки — 15 секунд. Датчик, как и в большинстве алкотестеров, предполагается электрохимический — реагирующий на спиртовые пары в выдыхаемом воздухе.

«Система не позволит автомобилю совершить движение, если водитель находится под градусом», — констатирует автоэксперт Александр Шумский.

В данном случае потенциальные исследователи общественного мнения по поводу этих ГОСТов могли зафиксировать следующие замечания и возражения. Многие комментаторы, во-первых, указывали, что обойти систему можно, попросив дыхнуть «детей, прохожих и так далее». Обмануть замок можно и при помощи воздушного шарика или баллона со сжатым воздухом, не говоря уже о технических средствах, которые могут позволить «игнорировать» алкозамок при запуске двигателя почти во всех случаях.

К числу скептиков относится и другой известный автоэксперт — глава движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его словам, не следует заставлять 99% законопослушных водителей оплачивать систему, которая нацелена на выявление 1% употребляющих за рулем. 

«Метод измерения паров этанола основан на показаниях электрохимического датчика, — отметил Шкуматов. — Ключевое слово тут «химического». Это означает, что при несоблюдении методики измерения могут происходить как ложноположительные срабатывания, так и ложноотрицательные. При этом химические соединения, которые искажают результаты, могут естественным образом находиться в парах окружающего воздуха, например пары незамерзайки».

По словам эксперта, обмануть алкозамок можно и при помощи уже упомянутого баллончика с воздухом, и инженерно — запустив двигатель альтернативным способом, в том числе при помощи взлома электронного блока управления. «Ломаются практически все прошивки, знаю только пару моделей авто, которые еще не ломаны, но это просто до них руки не дошли», — подчеркнул Шкуматов. И те, кому не хочется каждый раз «дышать» при старте двигателя, будут сразу после покупки деактивировать систему.

Далее, электрохимические системы нуждаются в регулярной поверке — а это де факто дополнительный элемент техосмотра, говорит Петр Шкуматов. Правда, может быть, именно это соображение заставляет ограничить планы использования алкозамков теми категориями машин, для которых ТО не сделан добровольным. Ну, и еще «штрафниками», которые, понятное дело, сами виноваты.

Еще одна группа возражений против идеи алкозамков — их стоимость и возможное влияние на интерьер автомобиля (а также пассивную безопасность). «Не буду ставить в салон нечто напоминающее рацию из 80-х годов, у меня аккуратная машина!» — негодует один из комментаторов Александра Шумского. Эстетика — дело во многом личное, а вот цена — величина объективная. Цена алкозамка сейчас в розничной продаже составляет около 100 тысяч рублей. Причем поскольку производитель — одна из стран Евросоюза, дешевле точно не будет.

— Конечно, предложат и российские модели, раз уж спрос будет обеспечен, — размышляет владелец столичного автосервиса Сурен Баблоян. — Но дешевле 50–60 тысяч они явно стоить не будут, потому что не с чего. Причем ставить их придется за свой счет, раз это «коммерция» и «провинившиеся». Что касается технической стороны вопроса, то установить алкозамок можно, а вот исключить запуск автомобиля помимо алкозамка — куда труднее.

По словам сервисмена, в автомобилях выпуска примерно до 2010 года (массово) и до 2000 года (премиум-класс) надежно установить алкозамок будет невозможно. Запустить двигатель удастся и в обход прибора, причем «малой кровью». Современные авто защитить от несанкционированного запуска можно, но это вмешательство в конструкцию аналогично установке иммобилайзера стороннего производителя. То есть может привести к «слетанию» с гарантии.

— Если резюмировать, то для коммерсантов алкозамок будет скорее новым налогом, а для тех, кто попадался нетрезвым за рулем, — новым штрафом в пользу производителей отечественного хайтека, — говорит автомастер. — А вот те, кто хочет во что бы то ни стало ездить в пьяном виде, смогут найти лазейки.

Источник: www.mk.ru

Оцените статью
Автомобильный портал
Добавить комментарий