Домой / Сувенирные модели / Налог на старые авто: борьба с «евробляхами» или наполнение казны за счет автовладельцев

Налог на старые авто: борьба с «евробляхами» или наполнение казны за счет автовладельцев

Эксперты критикуют поправки к законопроекту №4887 о введении ежегодного сбора для б/у машин старше 5 лет.

Расширение базы налогообложения по транспортному налогу фактически устанавливает новый принцип налогообложения – «на бедность», и именно те граждане, которые не имеют возможность поменять транспортное средство (автомобиль, мотоцикл, автобус), будут вынуждены платить налог по повышенным ставкам.

Об этом сайту «Сегодня» рассказала вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, эксперт Юлия Дроговоз, комментируя нормы законопроекта №8487.

Как сообщалось, данный документ Верховная Рада приняла в первом чтении. В поправках к проекту решения предлагается облагать налогом все подержанные транспортные средства, начиная с мотоциклов и заканчивая автобусами. При этом, например, если автомобиль на бензине с двигателем 2200 см³ и ему пошел шестой год от даты производства, платежка от фискальной службы автовладельцу придет на сумму 660 гривен. И каждый год цифра будет больше. Так, на седьмой год это будет уже 1320 грн.

В то же время машина на дизеле с еще большим объемом двигателя станет вовсе невыгодной. Так, десятилетнее авто с объемом двигателя 3000 см³ обойдется владельцу в 9000 грн ежегодно. С двигателем на 1000 см³ – 3000 грн. Учитывая, что средний возраст автомобилей в Украине 20 лет, цифры в платежках будут намного серьезнее: за старую машину на бензине, которой 19 лет с двигателем 1300 см³, хозяину авто придется каждый год платить 10 920 грн.

«Есть вопрос к стоимости новых автомобилей, которые стоят неподъемные для многих украинцев суммы, а плата за рассрочку и кредиты – невероятно высока, учитывая монетарную политику НБУ по возрастающей учетной ставке. Многие граждане ожидали новый закон, понимая его преимущества для себя и возможность наконец купить легальный автомобиль по доступной для их бюджета цене и умеренным акцизам. Но законодателей больше беспокоят интересы автомобильных лобби, чем интересы граждан», – аргументировала Дроговоз.

По ее словам, украинцев «искусственно подводят к приобретению новых автомобилей, и желательно отечественного производства», а в случае принятия документа во втором чтении инициатива в итоге все равно не пойдет на пользу украинскому автопрому и чиновникам, «поскольку украинцы найдут выход для себя, а отечественный автомобильный рынок понесет потери».

В свою очередь автоэксперт Александр Швец соглашается, что такие поправки к законопроекту являются сильным перекосом и, если эту норму одобрят в Раде, законодательная инициатива будет ощутимо бить по карману большинства автовладельцев, но проблема с б/у авто в стране все равно не решится.

«Этим законопроектов нардепы хотят реанимировать так называемый утилизационный сбор, который был принят при Януковиче. Тогда при регистрации авто и постановке его на учет дополнительно взимались 2-3 тысячи гривен с машины в зависимости от общей стоимости машины. Сейчас фактически в Раде депутаты этот сбор завуалированно хотят вернуть. Это – деньги из воздуха, и в очередной раз автовладельцам хотят залезть в карман, потому что уже не знают, что еще придумать другого конструктивного, чтобы наполнить бюджет.

Зачем это делать? Эта норма направлена ни на что иное, как на взимание дополнительных денег с людей. Законы должны приниматься, чтобы урегулировать что-то неурегулированное. Но в данном случае они что, собираются очищать воздух, устанавливать на авто какие-то фильтры, или что еще что-то в этом роде? Просто придумали, что те, у кого меньше машина, даст меньше денег, а у кого больше – тот заплатит большую сумму. Вот и вся новация!», – подчеркнул он.

Адвокат и автоэксперт Ярослав Куц тоже считает нормы законопроекта недальновидными, и напоминает, что не было полноценного общественного обсуждения этого документа.

«С одной стороны, я понимаю, зачем хотят его принять, – чтобы отбить у людей желание покупать так называемые «евробляхи», которым исполнилось 10-20 лет. Но с другой стороны, почему-то законодатель промолчал, что в принципе, так называемый «транспортный сбор» фактически уже давно заложен в каждом литре нашего драгоценного топлива. За счет чего, собственно, делаются все дороги и т.д. Фактически мы можем столкнуться с тем, что в Украине будет двойное налогообложение автовладельцев», – отметил он.

По его словам, действительно предложенная концепция по налогообложению затронет социально незащищенные слои населения и средний класс, и, фактически, будет введен дополнительный налог. При этом, как говорит эксперт, непонятно, почему, борясь с незарегистрированными б/у иномарками, законодатель «не может честно сказать, что Украина (как член Всемирной торговой организации) не может регистрировать транспортные средства, которые ниже категории ЕВРО-5».

«Нардепы почему-то об этом молчат, хотя это непосредственно является требованием ВТО. То есть, первичную регистрацию невозможно осуществить, даже если будет разрешено законодательно растаможить авто на еврономерах. И в Раде начинают придумывать, что, мол, мы вам разрешим растаможить, но в то же время обложим налогом. В то же время, прямой налог не будет стимулировать всю автомобилеремонтную отрасль, потому что, например, старые авто часто ломаются, и все СТО, профильные сайты, автомагазины – это, опять-таки, рабочие места. А если будут взимать дополнительные средства с бедного владельца подержанного авто, который тратит на автозапчасти и топливо львиную долю своих средств, он просто продаст свою машину или сдаст ее на металлолом. Что тогда будет с этой отраслью?!», – отметил он.

Отметим, в то же время, в пояснительной записке к законопроекту №8487 указывается, что законодательная инициатива направлена на урегулирование вопроса хаотичного ввоза в Украину иномарок на еврономерах, а документ «введет новую модель налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств, позволит уменьшить стоимость новых ТС, создаст правовые и экономические условия для регистрации ранее ввезенных на таможенную территорию Украины автомобилей в иностранной регистрации, и, как следствие, снизит уровень социальной напряженности по этому вопросу».

Также там упоминается о том, что до 16 мая 2008 года (дня вступления Украины в ВТО) ввоз на таможенную территорию Украины и регистрация транспортных средств старше 8 лет были запрещены.

«После вступления Украины в ВТО такой запрет был отменен и введен сбор за первую регистрацию в Украине транспортных средств. Для транспортных средств старше 8 лет были введены повышающие коэффициенты, которые делали финансово нецелесообразным ввоз таких ТС. С 2010 г. введены дополнительные ограничения по ввозу и первой регистрации транспортных средств (как новых, так и бывших в употреблении), которые не соответствуют экологическим нормам ЕВРО-3 (ЕВРО-4 с 2012 г., ЕВРО-5 с 2014 г.). В 2012 г. из-за невозможности отечественных автопроизводителей соответствовать таким стандартам требования на соответствие были перенесены: ЕВРО-3 с 2013 г., ЕВРО-4 – с 2014 г., ЕВРО-5 с 2016 г., и введен ЕВРО-6 с 2018 г. В 2017 г. требования на соответствие ЕВРО-6 были перенесены на 2020 г.», – говорится в документе.

Кроме того, в пояснительной записке подтверждается, что, по сути, в Украине установлен запрет на ввоз и регистрацию транспортных средств, не соответствующих экологическим нормам (в настоящее время ЕВРО-5), целью которого является ограничение регистрации более старых автомобилей, а «действующие ставки акцизного налога в Украине для легковых транспортных средств установлены не равномерно».

Тем не менее, комментируя сайту «Сегодня» перспективы принятия законопроекта с поданными правками, управляющий партнер Национальной антикризисной группы, эксперт Тарас Загородний спрогнозировал, что документ с предложенными инициативами и в нынешней редакции принят в ближайшее время не будет.

«Во-первых, у меня такое подозрение, что «евробляхеров» до парламентских выборов трогать не будут. До президентских – точно. Потому что эта тема достаточно сложная, и у людей уже очень много подержанных машин на руках. Автолюбители предельно злы и хотят доступные машины. А в Раде есть достаточно сильное лобби, которое не хочет принятия этого законопроекта. Во-вторых, попытка решить вопрос с «евробляхами» за счет людей закончится плохо. Потому что у нас только официально уже приблизительно 1 млн человек, которые ездят на «евробляхах», а это – минимум 4-5% достаточно активных избирателей, которые могут решить исход выборов. И сейчас эта проблема нерешаемая», – сказал он.

Но, по словам эксперта, проблематику регистрации б/у иномарок нужно будет решать в любом случае, потому что «существующие вне правового поля машины в Украине – нонсенс».

«К тому же, сейчас есть еще один важный вопрос: кто у нас именно будет платить этот утилизационный сбор? Машины на Западе такие дешевые и их легче завезти в Украину, потому что там утилизационный сбор фактически никто не платит: иностранцам легче спихнуть эти авто нам, чтобы не уплачивать утильсбор. Также считаю, что проблему с «евробляхами» можно было бы решить в комплексе. Можно было бы сделать некую транспортную амнистию для всех владельцев б/у иномарок, потому что все равно денег с этих людей вы не соберете. Потом можно было бы ввести штрафы за нарушение порядка ввоза таких машин, но при этом одновременно развивать собственную автомобильную промышленность, которая обеспечивала бы экспорт и внутренний рынок. Потому что сейчас неконтролируемый импорт просто убивает собственного производителя, каким бы он ни был», – резюмировал Загородний.

Проверьте также

Tesla снизила цену на свой самый дешевый электрокар

Компания Tesla начала принимать заказы на Model 3, стоимостью 45 тыс. долларов. «Производитель электромобилей начал ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: